• О проекте
  • Магазин
  • Портфолио
  • Вышитые знаки
  • Спец. проекты
  • Фотогалерея
  • Статьи с 2015 г.
  • Архив статей 1995-2014 г.г.
  • Наши друзья
  • Контакты
  • 15 лет мы работаем для Вас!
    15 лет мы работаем для Вас!

    ВКонтакте
    Инстаграм
    youtube
          Материалы и фурнитура
    Материалы и фурнитура
    Архив статей 1995-2014 г.г. » 2003-02 Рождение «РРР»

    2003-02 Рождение «РРР»

    Евгений Рассказов

    Рождение «РРР»

    Как правило, в отечественной прессе освещаются, элементы экипировки промышленного изготовления. При этом уделяется мало внимания изделиям, выполненным на местах – непосредственно в частях Вооружённый сил России. Образовался своеобразный пробел в истории развития отечественной экипировки. Именно поэтому сегодня речь пойдёт о рейдовом рюкзаке разведчика («РРР»), который в 1989-1991 гг. был создан группой офицеров ВС РФ.

    Необходимость разработки специальной грузовой экипировки для армейского пользователя всегда ощущалась достаточно остро. В большинстве случаев предлагалось использовать рюкзак десантника РД-54, который уже явно устарел или варианты грузовых контейнеров (ГК) и рюкзаков двойного назначения. Но из-за специфики задач, стоящих перед специальными подразделениями вооружённых сил, эти изделия не всегда устраивали военнослужащих, в основном потому, что в полной мере не обеспечивали бойцу высокую мобильность. Именно поэтому офицерами одной из воинских частей в инициативном порядке, была создана система грузового снаряжения, которая с их точки зрения, наиболее полно отвечала стоящим перед ними задачам.
    К тому времени, главный «зачинщик» идеи имел за плечами богатый опыт эксплуатации схожих систем и ясно представлял «что, где и как» должно находиться.
    Исходя из задач, стоящих перед подразделением, была выбрана схема из трёх блоков. А именно – из съёмной подвесной системы, основной грузовой ёмкости и малого ранца. Все элементы обладали модульной конструкцией и могли использоваться как вместе, так и порознь.
    Основная грузовая ёмкость – главный элемент «РРР», а посему рассмотрим его подробнее. Ёмкость представляет собой параллелепипед с пятью гранями, которые армированы полимером, расположенным между слоями капрона. Благодаря этому решению, получается полужёсткий «короб» размерами 750х550х170 мм. Шестая грань – мягкая аппарель с «молнией», закрывающая «короб». Это обеспечивало укрытие содержимого от влаги, воды и песка. Кроме того, в основании аппарели имелся вход в обширный внутренний карман, предназначенный для размещения теплоизолирующего коврика, который, в свою очередь, усиливал аппарель. Благодаря тому, что «молния» закрывалась эластичным козырьком, влага не попадала внутрь ёмкости, даже в проливной дождь. Наряду с другими особенностями конструкции это позволяло использовать «РРР» и как подручное средство при форсировании водных преград.
    Кстати, о прочих особенностях. В первую очередь, к ним следует отнести разделение внутреннего пространства основной ёмкости на три отсека в виде встроенных и утягиваемых мешков, каждый из которых имел отдельный вход. Отсеки-мешки также выполнялись из капрона, но более тонкого, причём, два нижних имели затягивающиеся отверстия, для «побортного» размещения оружия или шанцевого инструмента. В нашем случае – это АКС74У и топор в чехле, в других – там размещались малые сапёрные лопатки, сапёрные ножницы и прочий инструмент. Такой набор объяснялся особенностями подразделения.
    Нижний отсек предназначался для малого ранца, в котором размещался боекомплект (БК) и средства выживания, в том числе продукты НЗ. Требование к ранцу было одно – постоянная готовность. Поэтому, по мере расходования содержимого ранец пополнялся амуницией из верхних отсеков.
    В среднем отсеке находился пищевой рацион, расфасованный в отдельные упаковки. Здесь же размещалась плитка, работающая на сухом спирте. Позже часть пользователей сменила её на примус типа «Шмель», а некоторые на газовые примуса. Но, тем не менее, все оставили её в «активном резерве». Там же располагались плащ-накидка (по характеристикам сходна с пончо) и тент, являвшийся водонепроницаемым камуфлированным полотнищем с элементами крепления и оттяжками. Тент был рассчитан на укрытие четырёх человек со снаряжением. Оба элемента снабжались чехлами. Провизия размещалась между ними и фиксировалась «горлом» отсека.
    В верхнем отсеке обычно размещались: смена белья, тёплые куртки и мелочи, необходимые на бивуаке.
    При переноске крупных предметов отсеки освобождали от содержимого (или доверяли его рюкзакам товарищей) и в образовавшемся объёме размещали груз. Таким образом, на одном из учений, переносили лазерный дальномер-целеуказатель. Однако нужда в этом возникала нечасто.
    Для страхования «молнии», в случае чрезмерной нагрузки, были
    применены четыре ремня с метал-
    лическими замками. Как правило,
    военнослужащие пользовались одной парой ремней. Если же случалось такое, что боец успевал застегнуть «молнию» основного объёма и затянуть ремни, то для того, чтобы переносить грузовую ёмкость, достаточно иметь закрытыми горловины отсеков.
    Для удобства пользования аппарелью, на поздних образцах использовали крупную «молнию» с двумя замками. Со слов автора системы, во время выполнения учебно-боевых задач были случаи, когда в положении лёжа один боец доставал необходимые себе предметы из «РРР» соседа. Благо у всех пользователей данного подразделения «РРР» на 80% комплектовался одинаково.
    Для монтажа снаряжения «на внешней подвеске» и регулировки его объёма предназначались четыре пары ремней с металлическими замками. Ещё две пары предназначались для крепления и подгонки съёмной подвесной системы. Одна из них располагалась на верхней грани, вторая – в районе поясницы. Нижние замки, при сопряжении с поясом подвесной системы, препятствовали боковому смещению снаряжения. Верхняя же пара, работала аналогично оттяжкам туристических рюкзаков.
    В процессе пользования выяснилось, что мягкой полимерной спинки недостаточно. В данном случае
    я согласен со словами разработчика о том, что «... неправы те, кто делает большие армейские рюкзаки с мягкой спиной и без жёсткого каркаса». Поддерживаю потому, что длительное время комфортно носить такие рюкзаки невозможно, не говоря уже об активных передвижениях с ними.
    К такому выводу в подразделении пришли в процессе ноше-
    ния рюкзака. Для предотвращения складывания «короба» и защиты его от продольных деформаций, в окончательную версию была введена
    П-образная трубчатая рама, вкладываемая в вертикальные карманы. На первых эскизных образцах рама была, в буквальном смысле, сделана на коленке. Впоследствии она выполнялась из толстостенной анодированной алюминиевой трубки. Что характерно, все элементы выполнялись силами ремонтного и автомобильного взводов. К слову сказать, рама не являлась несущей, она лишь выполняла формообразующую или поддерживающую роль – предотвращая деформации «короба».
    Сегодня схожие решения применяются на некоторых туристических и «околовоенных» моделях отечественных рюкзаков.
    На поздних моделях «РРР» появились карманы на боковых гранях «короба». Они предназначены для ношения стрелкового оружия (АКС74У, АКС74) и схожих по габаритам предметов. Оружие размещалось в кармане на правой стороне с отомкнутым магазином и сложенным прикладом. Пистолетная рукоять автомата открыто располагалась на уровне плеча. Поэтому оружие можно было извлечь не снимая рюкзака. АКС74У фиксировался в кармане клапаном с текстильной застежкой. Военнослужащие, применявшие АКС74, фиксировали автомат за спусковую скобу. На отдельных экземплярах имелись двойные клапаны. Один – большой – закрывал карман, если там находился не автомат, а, например, дымы, ПГ-7, продукты НЗ и т. д. Второй – малый клапан, представлявший собой ленту длиной 30 мм, предназначался для удержания непосредственно оружия. В этом случае большой клапан крепился к стенке «короба».
    На левой грани «РРР» располагался схожий карман, правда, не предназначенный переноски АК и оснащённый только большим клапаном. От других внешних карманов отказались. А почему – читайте ниже.
    Кроме названных особенностей, была и ещё одна, на мой взгляд, весьма занятная. Любой воин мог вдвое увеличить объём и грузоподъёмность «РРР», путём соединения основных грузовых ёмкостей двух рюкзаков. Габариты получившейся ёмкости составляли 750х550х350 мм.
    В этом случае, ближе к спине помещали более массивные элементы амуниции: БК, инженерное имущество, медикаменты и продукты. Во внешней ёмкости размещали менее тяжёлые вещи – спальники, тенты и бивуачные «мелочи».
    В тех случаях, когда предполагалось форсирование водных преград, обе ёмкости старались комплектовать одинаково, так как из них собирались импровизированные понтоны для переправки как «пораженных» бойцов, так и вооружения или приборов. Таким образом на моих глазах, были переправлены безоткатное орудие и АГС-17. Причём, оба на станках, готовые к открытию огня. Во время учебных занятий на полигоне с таких «понтонов» отрабатывались стрельбы из РПК и ПКМ.
    Однако нужно понимать, что такое применение сдвоенных ёмкостей – это всё-таки крайне редкие случаи. В основном, кроме переноски груза, они использовались для комфортного отдыха на переувлажнённых грунтах. Для этого «РРР» трансформировался в импровизированный «матрас» размерами 1500х550 мм, поверх которого укладывался теплоизолирующий коврик из внутреннего кармана аппарели. При этом сдвоенная грузовая ёмкость раскрывалась вдоль основания подобно альбому. Для того, чтобы не проваливаться на сгибе во время сна, некоторые бойцы вдоль бортов «коробов» пропускали шесты. Благо для этого имелись ременные петли.
    Этот приём позволял даже плавать, находясь на подобном «матрасе». Но здесь были свои сложности. Достаточно комфортно на понтоне располагался лишь человек ростом 1, 5 м. Более высокие военнослужащие выходили из положения следующим образом. Брали два шеста или жерди чуть выше своего роста и пропускали их по бортам или поверх раскрытого «РРР», а на свесы настилали подручный материал (стебли тростника, лапник, кусок брезента и т. д.). «Оснащённых» таким образом передовых наблюдателей оставляли «на плаву» во время учений в днепровских плавнях (конец 80-х годов), а так же при отработке учебных задач в районах Ахтанизовского и Кизилташского лиманов (Таманский п-ов, Краснодарский край). Кстати, с помощью тех же шестов двойная емкость преобразовывалась в носилки.
    В некоторых случаях поверх одного или связки плотов закреплялся камуфлированный тент или маскировочная сеть с растительностью. После такой доработки «остров» отыскать было непросто. Несмотря на то, что такие решения являлись не более чем импровизацией, они не раз выручали воинов не только на учениях, но и в реальных боевых ситуациях. Неудобным моментом являлось то, что для продолжительного пребывания «РРР» в воде было необходимо отсоединить подвесную систему, поскольку при распахивании она располагалась на подводной части плота и могла цепляться за подводные препятствия.
    Для подвеса или переноски РРР в вертикальном положении, в верхней части «спины» рюкзака имелась ручка. Благодаря ей рюкзак можно вешать на бортах техники, освобождая объём боевой машины.
    При помощи схожей съёмной ручки рюкзак переносился «по-чемоданному». В данном случае снятая подвесная система размещалась между емкостями. Таким образом, надев на изделие цивильный чехол, можно, не привлекая внимания, перемещаться, например, по городу.
    Аналогичный чехол, но с маскировочным рисунком, применялся при выполнении специальных задач.
    Конструкция РРР оказалась пригодной и для горных операций. Поначалу коллеги разработчика в этом сомневались, и часть их не решалась применять изделие в горах. Но те, кто использовал, отзывались о РРР положительно. Учебно-боевые упражнения отрабатывались в районе междуречья и водоразделов р. Пшиш и Пшеха с восхождением на гору Фишт (2 867м), с целью отработки задач в условиях гористой и горно-лесистой местности. Здесь пригодилось то, что РРР мог сдваиваться и наоборот. Кроме этого, к месту оказалось наличие в комплекте малого ранца.
    Отмечу, что съёмная подвесная система пришлась в горах кстати. Она облегчала передвижения с грузом, перераспределяя нагрузку с плечевого пояса на тазобедренный. Тем самым, повышалась мобильность и продолжительность движения воинов.
    Съёмная подвесная система – несущий элемент «РРР», с помощью которого переносится груз основной ёмкости. Представляет собой U-образную ременную систему, армированную полимером. Вертикальные ремни проходят по сторонам от позвоночника, и, в сущности, являются главными элементами конструкции. В нижней части они переходят в широкий поясной ремень, ориентированный на перераспределение нагрузки с плечевого на тазобедренный пояс. Впереди ремень замыкается на замок-«самосброс». В месте соединения ремней, в районе поясницы, находится мягкая полимерная подушка. Она необходима для комфортного и продолжительного ношения рюкзака. Она же является и защитой от травм, характерных при работе в горах.
    Соединение подвески с «коробом» осуществлялось пропусканием вертикальных ремней через горизонтальные ленты, размещённые на спине основной емкости. Это напоминает современную систему крепления элементов системы M.O.L.L.E. (США).
    Тонкая подгонка и балансировка подвесной системы производились ремнями-оттяжками поясного ремня и парой верхних оттяжек, притягивающих «короб» к верхней части подвесной системы. Нагрузку воспринимали капроновые ремни, идущие от оконечностей плечевых лямок подвесной системы к замкам нижней части основной ёмкости. Таким образом, получалась замкнутая система с перераспределением нагрузки.
    Кроме этого, подвесная система имела и другие изюминки. Первая из них заключается в наличии на плечевых лямках ременных петель для отдыха мышц плеча и предплечья во время долгих переходов. В них же иногда вывешивался АКС74У, чтобы не нести его на шее. Отдельные воины переносили здесь же и РПГ-18, но это скорее исключение из правил, поскольку с «Мухой» запросто можно было застрять где-нибудь в кустах, к тому же на трубу от РПГ-18 достаточно неприятно падать.
    Вторая изюминка – монтаж на поясе дополнительного снаряжения, размещённого в отдельных подсумках, при помощи замков-клипсов и багажных ремней. В современных образцах применяются быстросъёмные замки-клипсы от снаряжения «Выдра» (подсистема «Еж»), позволяющие, буквально, для каждой вещи иметь свой подсумок.
    И ещё. С помощью фурнитуры, находящейся на ранце в тех же местах, что и на основной грузовой ёмкости, возможно совмещение подвесной системы с малым ранцем. Таким образом, получалась малая грузовая система, с фиксацией груза в районе поясницы. Сами того не ведая, этим решением разработчики повторили, решение реализованное американцами в «G.I.3-Day pack» из системы снаряжения А.L.I.C.Е., с той лишь разницей, что у нас это сделали энтузиасты, а в США военная лаборатория дизайна (г. Натик, Массачусетс). По объёму же наш ранец (31литр) превосходит иноземную модель в 4 раза.
    В ходе многочисленных модернизаций съёмная подвесная система постепенно дополнялась отдельными подсумками, и, в конце концов, вошла в модульную систему боевого тактического снаряжения «Выдра». Напомню, шёл 1989 г.
    Но, вернёмся к «РРР». Третьим элементом схемы является малый ранец. Он, в первую очередь, предназначался для дневных вылазок с минимальным набором амуниции. Располагал собственными плечевыми ремнями и являлся типичным «городским» рюкзаком. Первый образец имел не очень удачно расположенную «молнию», которую позже заменила на двухзамковая, разместившаяся по периметру ранца. В нижней части предусматривались сливные отверстия для воды. На аппарели размещались карманы для бумаг. Кроме того, внутри имелись места для магазинов к АК и гранат типа Ф-1. Была предусмотрена возможность размещения схожих по габаритам предметов амуниции. В этом отечественная конструкция опережала ближайший зарубежный аналог. Единственное, в чём на тот момент проигрывало наше «кустарное» изделие, так это в отсутствии современных материалов и фурнитуры.
    По одному из вариантов предполагалось ношение в ранце 8 снаряжённых АК-магазинов, НЗ, аптечки, тента и плащ-накидки в чехлах. Кроме этого, «на внешней подвеске» крепился лёгкий спальный мешок. После завершения эскизных проработок, окончательным вариантом РРР экипировался весь состав подразделения, в котором проходил службу автор системы. Одновременно с этим изделие получило авторское свидетельство в КНТ СССР, а затем и Патент РФ.
    Несколько образцов были переданы командованием в НИИСтали и ЦНИИТочмаш.
    Современную версию РРР, доработанную для применения в условиях горной войны, используют манёвренные подразделения ФПС РФ. В горах их носят совместно с базовым вариантом системы «Выдра-3М».
    В заключение замечу, что данную конструкцию, созданную одарённым русским офицером, можно считать законченной, но никак не исчерпавшей всех своих возможностей.
    Автор благодарит А. Мамедова, Н. Плетнева и А. Топтуна, а также компанию «Выдра-К» за помощь в подготовке материала.

    Съёмная подвесная система. Видны поясничная подушка, плечевые лямки,
    фронтальный замок, а также ремни для подсумков амуниции на поясном ремне.
    Заметны петли для отдыха предплечий

    Полный комплект «РРР» (1994 г.).
    Основной объём с пристёгнутой П-образной рамой и плечевой системой. Дополнительный грузовой объём, патрульный ранец

    Рюкзак в сборе. Обе грузовые ёмкости стянуты. Рама вставлена. Повесная система пристёгнута. Видны компрессионные ремни, боковые карманы и верхняя ручка

    Изделие разложено на две половины. Видна откинутая аппарель одного из объёмов.
    Заметны отсеки-мешки и патрульный ранец, извлечённый из одного из отсеков

    Интерьер основного объёма. Видны три горловины мешков-отсеков. Вдоль борта виден закреплённый АКС74У

    Переноска рюкзака «по-чемоданному». Видна ручка, пристёгнутая с одного из бортов.Подвесная система убрана между объёмами

    Показан снаряжённый рюкзак с закреплённым в верхней части спальным мешком. Заметен бедренный пояс, плечевые ремни, а также фрагмент рамы и ручка

    Выполнение упражнения с одним грузовым объёмом рюкзака.
    Заметен козырёк «молнии» мягкой аппарели, а также компрессионные ремни

    Испытания на плаву. Масса снаряжённого рюкзака 40 кг. Масса офицера 85 кг