• О проекте
  • Магазин
  • Портфолио
  • Вышитые знаки
  • Спец. проекты
  • Фотогалерея
  • Статьи с 2015 г.
  • Архив статей 1995-2014 г.г.
  • Наши друзья
  • Контакты
  • 15 лет мы работаем для Вас!
    15 лет мы работаем для Вас!

    ВКонтакте
    Инстаграм
    youtube
          Материалы и фурнитура
    Материалы и фурнитура
    Архив статей 1995-2014 г.г. » 1996-4 С пистолетом в руке и адреналином в крови

    1996-4 С пистолетом в руке и адреналином в крови

    Евгений Рассказов

    С пистолетом в руке и адреналином в крови

    Практическую подготовку к огневым контактам с противником сотрудников различных спецслужб, полиции, служб безопасности и личной охраны можно разделить на физическую подготовку (спецакробатика, упражнения на развитие скоростных качеств и выносливости, единоборства), огневую подготовку и специальные игры на поражение. Именно в последней группе нашлось применение пейнтболу.

    Когда нет боевого опыта

    Ни физические тренировки, ни занятия по стрельбе, в каких бы суперсовременных условиях они ни проводились, не могут дать курсанту полной картины того, к чему его готовят. В реальном огневом контакте с противником на человека действует ряд мощных психологических стрессовых факторов: отчетливое осознание возможности погибнуть или получить увечья, повышенная ответственность за принятие реше¬ний, которые к тому же надо прини¬мать быстро, психологический барьер стрельбы по живым людям... В результате происходит выброс адреналина в кровь. Это вводит человека в возбужденное состояние, когда он не может четко выполнять действия, отработанные в тире или на полигоне, - если у него нет боевого опыта или привычки к работе в таком состоянии.
    К сожалению, многие моменты оперативного взаимодействия невозможно отрабатывать с боевыми патронами, а при холостой стрельбе теряется ощущение опасности и реальности ситуации. Все это заставляло искать виды тренировок, на которых можно моделировать конкретные боевые ситуации с помощью специального стрелкового оборудования.

    Убит неоднократно

    Пейнтбол - не единственное возможное решение этой задачи. Кроме него, для подобной подготовки используются различные виды учебного оружия, стреляющие пластиковыми или резиновыми пулями. Могут использоваться и обычные помповые ружья, заряжаемые патронами с резиновой пулей и с уменьшенным пороховым зарядом. Основным недостатком здесь является невозможность ведения плотного огня, а существующие копии боевого оружия, стреляющие пластиковыми пулями небольшого калибра, не дают возможности достаточно точно фиксировать попадания.
    Отдельно нужно сказать об импульсных системах, устанавливаемых на боевом оружии, которое заряжается холостыми патронами. В такой системе одновременно с каждым выстрелом срабатывает указатель, излучающий лазерный или какой-либо другой световой пучок. На каждом участнике тренировки закрепляется регистратор попадания, который срабатывает при облучении указателем. Эти системы очень эффективны, так как в руках у обучаемых - реальное оружие, с которым они работают изо дня в день. Самый большой недостаток таких систем - цена.
    Известны и красящие боеприпасы, которыми заряжается обычное оружие, оборудованное специальным приспособлением (см. дополнение к данной статье), но об опыте их использования для пистолетов, выпускаемых в России, мне не известно.
    Пейнтбольные маркеры позволили частично решить проблему скорострельности, а маски для игры абсолютно надежно защищают глаза и лицо. Но самое главное - применение пейнтбольного оборудования позволяет точно фиксировать попадания, что упрощает работу инструктора и делает ее более эффективной. Кроме этого, стоимость маркеров значительно ниже стоимости любого другого, аналогичного по задачам и возможностям, учебного оружия.

    Ближний бой

    Наиболее целесообразно применение пейнтбольного оснащения при моделировании ближних огневых контактов. Это обусловлено тем, что существующие модели маркеров позволяют вести прицельную стрельбу на расстоянии примерно 25-40 метров. Скорость же полета шариков приблизительно равна 100 м/с, что не дает возможности уклоняться от них на указанных дистанциях. При помощи полуавтоматического маркера можно удачно имитировать стрельбу из автоматического оружия. Опытный инструктор способен сделать за одну секунду 5-8 выстрелов, причем недостаточная скорострельность компенсируется возможностью корректировать практически каждый выстрел в очереди.
    Положительным фактором является и то, что большинство маркеров-полуавтоматов по габаритам и весу весьма схожи с используемым в специальных частях боевым автоматическим оружием. Хуже обстоят дела с имитацией пистолетной стрельбы.
    На сегодняшний день сложно подобрать модель маркера, который по размерам, массе и стрелковым характеристикам достаточно точно имитировал бы пистолет. На тренировках в Центре образования "Бородино-МКТА" для этих целей используются маркеры РGР американской фирмы "Бенеджамен Шеридан". РGР является пистолетом помпового действия, что приближает его к штурмовому ружью. Но положительной особенностью РGР является исключительная надежность и независимость от погодных условий. РGР успешно применяется в тренировках на первый выстрел, когда обучаемому необходимо извлечь пистолет и выстрелить за максимально короткий промежуток времени.

    Тяжело в учении.

    Итак, главная цель занятий на пейнтбольных базах - заставить курсантов выполнять поставленную задачу в условиях, когда на них действуют те же психологические раздражители, что и в реальной ситуации ближнего огневого контакта. Конечно, никакой угрозы для жизни и здоровья на таких тренировках нет, но попадание с близкого расстояния вызывает целую гамму неприятных ощущений, и чем сильнее это болевое воздействие, тем лучше для тренировочного процесса.
    На аттестации МКТА обучаемые проходят подготовку, не используя какой-либо другой защиты, кроме масок. На верхнюю половину тела разрешается надевать только форменную футболку, на которой после попадания шарика часто остается дырка. При использовании систем постоянного тестирования и наказаний за невыполнение поставленной задачи, психологическая нагрузка на курсантов резко возрастает. Наказания могут быть самыми разными, начиная от огромного количества отжиманий на кулаках за каждый промах или допускаемую ошибку и заканчивая денежными штрафами. Одним из самых изощренных наказаний является "обстрел", который назначается в случае грубейших и недопустимых ошибок: например, когда кто-нибудь случайно "застрелил" заложника или постороннего. Смысл наказания заключается в том, что вся группа расстреливает провинившегося с расстояния 10-15 метров, причем количество производимых каждым выстрелов назначается инструктором в зависимости от степени вины. Наказуемому предоставляется полная свобода перемещений, но, как показывает практика, в результате "обстрела" он оказывается "выкрашен" с головы до ног.
    Очень важным фактором является временной лимит на выполнение задачи. Жесткое ограничение времени не позволяет обучаемым засиживаться за укрытиями и раздумывать. Задается такой темп развития ситуации, когда курсантам приходится действовать рефлекторно, не размышляя. Особенно важно это при подготовке групп личной охраны и инкассации, так как вооруженные нападения на них тщательно планируются и развиваются непредсказуемо и быстро.

    Убей или будешь убит

    Вот к чему невозможно приучить на пейнтбольном поле, так это к холодному и расчетливому убийству. Психологический барьер, возникающий у нормального человека при необходимости выстрелить в другого человека, не снять только с помощью подобных тренировок. Какими бы жесткими ни были условия проведения занятий - все равно: стрельба-то ведется шариками с краской, а не боевыми патронами, и каждый обучаемый это прекрасно понимает.
    Тем не менее, курсантам наглядно демонстрируется, что в условиях ближнего огневого контакта малейшее колебание дает дополнительный шанс противнику, которого проблема убийства никак не беспокоит. Одно дело, когда курсант в принципе допускает, что в перестрелке его могут ранить или убить, и совсем другое - когда в ходе упражнения он неожиданно действительно получает "пулю": для многих осознание факта, что в реальной обстановке он сейчас был бы мертв, оказывается потрясением, меняющим их отношение к выполняемому заданию.

    Приобретение опыта

    По американской статистике, значительная часть скоротечных огневых контактов, возникающих при работе правоохранительных органов, происходит на расстоянии около двух метров, 75-80 процентов - на расстоянии до семи метров, и поражение одной из сторон происходит приблизительно за 2,8 секунды. Мы проверяли это на наших тренировках. При моделировании соответствующих ситуаций, выяснилось, что для совершения неожиданного нападения "злоумышленник", как правило, подходит на 2-3 метра, чтобы обеспечить себе гарантированное попадание с первого выстрела. Мы обнаружили и то, что стрелок, устойчиво попадающий на такой дистанции в ростовую мишень за 1 секунду (с извлечением оружия из кобуры), на пейнтбольных тренировках начинает повторять этот результат с живым "противником" только после 2-3 занятий, а необходимость предварительного блокирования возможного злоумышленника обучаемым даже не приходится объяснять. Вот почему в России уже сегодня активно используют пейнтбол при подготовке своих сотрудников службы безопасности крупных банков и богатых фирм, а также некоторые крупные охранные предприятия. И здесь самая большая проблема - финансирование, но появляются люди, которые, желая повысить свой профессиональный уровень, тренируются на пейнтбольных базах самостоятельно, не дожидаясь, пока начальство выделит деньги на их подготовку. В конце концов, пейнтбол помогает профессионалу приблизиться к реальности, выжить и победить злоумышленника, а это главное.

    Мнение Иосифа ЛИНДЕРА, президента Международной контр террористической тренинговой ассоциации, профессора, доктора юриспруденции.*

    Что дает использование технологии "пейнтбол" на тренировках служб безопасности?
    Возможность моделирования любых ситуаций, в которых могут оказаться группы сотрудников безопасности. При помощи пейнтбола возможно отрабатывание базовых упражнений для последующего моделирования из них системы специальных упражнений. Людям, уже в какой-то мере имеющим базовые навыки, а иногда и значительный боевой опыт, эта технология помогает набрать или восстановить соответствующие навыки и умения. Возможна отработка групповой слаженности подразделений, выявление реальных лидеров, закрепление правильных решений через моторную память.
    Насколько высока эффективность этой технологии обучения?
    По эффективности обучения и по уровню закрепления навыков пейнтбол, применительно к нашей теме, процентов на 80 соответствует реальным огневым контактам.
    Какие есть близкие пейнтболу по духу и эффективности технологии?
    Существует несколько технологий обучения тактике и огневому мастерству, которые отличаются лишь стоимостью и обоснованностью применения. Есть так называемые технологии общего назначения (лазерные имитаторы, пейнтбол, световая стрельба и проч.) и специальные, при помощи которых тренируются только специальные правительственные подразделения (например, с использованием пластиковых и резиновых пуль, или "огневой обстрел"). И то, что необходимо для воина спецподразделения, вовсе не обязательно для частного охранника или сотрудника инкассации. Пейнтбол поэтому видится как наиболее эффективное и вполне демократичное средство обучения - как с финансовой, так с методической и психологической точек зрения.
    Существуют ли свои особенности при применении описываемой технологии в решении учебных задач?
    Прежде всего, здесь все же присутствует элемент игры. И поэтому в начале необходимо дать курсантам "наиграться в войнушку", и уже после приступать к решению учебных задач. Положительный момент: курсант может выполнять учебное задание бесконечное число раз, и он волей-неволей либо додумывается, либо просто натыкается на правильное решение. При этом инструктор постоянно наблюдает за его поведением, определяя его ролевой статус и готовность к самоконтролю. В процессе обучения все курсанты бывают в разных "шкурах". Это помогает взглянуть на ситуацию с разных сторон, иногда прямо противоположных. Самая главная ценность пейнтбола для обучения в том, что он дает возможность моделировать стопроцентно безнадежные задачи "а ля Джеймс Бонд", и через их решение (или попытки решения) искать приемы работы в тех или иных условиях. Это не всегда возможно при других технологиях обучения.
    Какие упражнения можно отрабатывать при данной технологии обучения и какие из них наиболее предпочтительны для служб безопасности?
    При применении пейнтбола и методик обучения в голове обучаемого закладывается некий алгоритм оптимального решения проблемы. Дается набор навыков и умений для поворота экстремальной ситуации в свою пользу. К практическим навыкам можно отнести отработку обращения с оружием, особенно при форсированном проникновении на объект, отработку интуитивной стрельбы, тактических действий разного характера - от снайперской и контрснайперской подготовки до освобождения заложников и личной охраны. Все зависит от поставленных задач. Однако пейнтбол - не универсальный ключик, годный для всего. Пейнтбол хорош как составная часть в комплексном обучении, и его место - между тренировками с муляжами оружия в спортзале и боевыми стрельбами. Но без него вы не получите целостной картины обучения.

    Вопросы задавал Евгений Рассказов.

    * О деятельности Международной контртеррористичекой тренинговой ассоциации по подготовке спецподразделений МВД с использованием пейнтбола см. "Щит и меч" № 18 (578) от 17.02.98 г.